Педагогическая страничка
Советы начинающему классному руководителю
Беззаботная «от сессии до сессии» жизнь позади. Ты - дипломированный специалист. Впереди работа по профессии … ШКОЛА! Интересно и страшно! Какая она современная школа? ЕГЭ, компьютеры, интерактивные доски, проекты, конкурсы, достижения. А за всем этим – ДЕТИ, их души, жизнь, будущее…
Линейка
Ты - учитель, и как следствие - классный руководитель. 1-е сентября. Белые бантики, огромные букеты. Вот они твои «пятиклассники». Двадцать пять пар глаз: хитрых, смешливых, любопытных. Ты кто? Какой ты? Мягкий и добрый? – «Сядем» на голову. Злой и грубый? – Войны не избежать. Холодный и равнодушный? Презрение тебе обеспечено. Бедные мы. (Да и ты тоже…)
А Может ты все-таки требовательный и справедливый? И слово умеешь держать? И чужие секреты хранить? А походы любишь? А за «двойки» и пропуски будешь ругаться? А за «шалости» наказывать? И в волейбол играешь? А в футбол? Эх, жаль.…А путешествовать любишь? И нас с собой возьмешь?!!
Какой ты, наш классный?
Вопросы, вопросы. Отвечать на них тебе, коллега, делами, поступками. Хорошо, если ты душевный и внимательный, грамотный и эрудированный, дипломатичный и настойчивый, щедрый и бескорыстный. (А ты такой, раз пришёл в школу.) А ещё ты открытый к чужому опыту. Именно им, опытом 25-летнего стажа классного руководства, тебе предлагается воспользоваться. Возможно, он тебе пригодится, как и всё то, что ты в жизни уже умеешь. Ещё большему придется научиться. А учителей у тебя сегодня ни много ни мало двадцать пять! И все с высшей категорией!!!
Урок Знаний (встреча первая)
Немного сумбурная и официальная . Перекличка (Смирнова, Ванин, Пашкина, не старайся, всё равно не запомнишь всех сразу.) День знаний.( К уроку по этой теме ты готовился заранее, но от волнения дрожит голос и пересохло в горле - остановись, переведи дыхание и спокойно продолжай) Расписание на завтра.( Записываешь на доске, что-то пытаешься объяснить, но тебя уже не слушают, смех, разговоры, нетерпеливые взгляды на часы, отвлекаются, переговариваются - повернись к классу, отложи мел негромко, но настойчиво попроси всех встать, сесть, потом задержи свой пристальный, строгий взгляд на детях, попроси тишины. И только, когда станет тихо, продолжай писать. Не повышай голос. Но и дисциплину не позволяй нарушать. Спокойствие, уверенность, самообладание. Это ребята должны почувствовать и понять сразу, с вашей первой встречи.)Ещё несколько слов о том, как правильно переходить улицу по пути домой и, уже порядком уставшая от нестерпимо-долгого молчания на линейке, потом на уроке, детвора с радостными воплями вырывается на свободу!!!
Что там дальше по плану?
Ты тоже вздыхаешь с облегчением: на сегодня всё. А завтра, послезавтра? Как воздействовать на эту шумную, кричащую, неподдающуюся массу? Как заставить её слушать и понимать тебя? Для решения этих вопросов у тебя впереди учебный год. Не переживай, прорвёмся!
Сейчас, пожалуй, самое время сделать то, что ты забыл или не успел сделать до 1-го сентября - изучить прошлогодний журнал на странице Сведения об учащихся. Кто родители, где живут, есть ли неполные, неблагополучные семьи. Еще лучше побеседовать с учителем, работавшим с ними в прошлом году. И у тебя появится некоторое представление о классе, хоть и туманное, но всё же…