Нестандартный урок об углеводах
О проектеПомощьОбратая связь
Ученикам
Репетиторам
  

beta
Наш блог
 

Урок "Углеводы и правильное питание"

Урок о правильном питании

Раздел: «Углеводы»
Тема урока: «Углеводы и правильное питание»
Тип урока: урок изучения новых знаний с опорой на имеющиеся
Время занятия: 45 минут.

Задачи урока
1.    Гуманистические и общеучебные:
    формирование у учащихся представления о целостной  картине мира
    удовлетворение познавательных и нравственных по-требностей учащихся
2.    Развивающие, развитие ключевых компетенций:
учебно-познавательной:
•    обобщение знаний об изучаемом объекте, как элементе живой природы;
•    развитие теоретического мышления при анализе дос-тупной информации;
ценностно-смысловой:
•    формулирование собственных учебных целей;
•    умение принимать решение и брать ответственность на себя;
информационной:
•    владение способами работы с информацией (система-тизация, анализ и отбор информации; переработка информа-ции)
•    критическое отношение к получаемой информации (умение выделять главное; оценить степень достоверности);
коммуникативной:
•    умение работать в группе, искать и находить компро-мисс при подготовке образовательного продукта;
•    владение формами устной речи  
социально-трудовой:
•     осознание наличия определенных требований (крите-рии оценки) к продукту своей деятельности;
личностного совершенствования:
•    элементы самопознания (рефлексия ) и самореализации

Образовательные: расширить и углубить знания об углеводах, фор-мирование у учащихся представления о правильном  питании.

Изучение нового материала:
•    Новые понятия: гликоген, клетчатка, гликемический индекс.
Повторение материала:
•    факты: классификация углеводов, биологические функ-ции углеводов, образование глюкозы в природе.
•    понятия: фотосинтез, простые и сложные углеводы.
•    законы и другие элементы системы научных знаний: зависимость свойств от состава вещества.
Воспитательные:
•    воспитывать у учащихся здоровый образ жизни;
•    воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе;
•    воспитывать  правильную самооценку и чувство ответственно-сти.
Задачи урока:
•    познакомить учащихся с важнейшими  представителями про-стых и сложных углеводов;    
•    предложить советы по правильному выбору продуктов питания;
•    формировать опыт публичных выступлений;
•    прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли.
По завершении урока учащийся должен:
Знать: основных представителей класса углеводов, иметь представление об их содержании в продуктах питания, прин-ципы правильного питания.
Уметь :
объяснять смысл понятия «гликемический индекс»,  
проводить сравнения, делать выводы и обобщения;
применять полученные знания в жизни.
Методы организации учебной деятельности:
репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, коллективная, групповая.
Межпредметные связи: биология,  товароведение пищевых продук-тов.
Оснащение урока:  
демонстрационный материал (компьютер, мультимедиапроек-тор);
раздаточный материал (рабочие листы, информационный мате-риал для решения проблемных вопросов );  химические реактивы (раствор медного купороса, раствор щелочи, раствор соляной ки-слоты, йод)

План урока

п/п    Этапы урока    Приемы и методы    Время (мин.)
1    Организационный момент    Создание положительных мотиваций. Подготовка к восприятию нового ма-териала.     1
2     Целеполагание    Побуждение к воспроизведению ранее усвоенных знаний. Постановка темы и целей урока    2
3    
Актуализация зна-ний
Работа учащихся с наглядным мате-риалом, беседа.
10
4    Сообщение новых знаний    Использование ИКТ и раздаточного материала для объяснения нового ма-териала
15
5    Закрепление полу-ченных знаний    Самостоятельная работа на уроке (решение проблемных и творческих заданий). Игра «Согласись или опровергни»    15
6    Подведение итогов работы    Рефлексия. Анализ работы на уроке    2


Ход урока

п/п    Этапы урока    Деятельность препода-вателя    Деятельность уча-щихся
1.    Организацион-ный момент    Организация учащихся в микрогруппы.
Подготовка к восприятию нового материала.    Воспринимают инфор-мацию.
2.    Актуализация знаний и целе-полагание
Побуждение к воспроизведению ранее усвоенных знаний.     Отвечают на вопросы.
Определяют тему и цели  урока.
3.    Систематиза-ция и обоб-щение знаний

Формулирует вопросы  по классификации углеводов, их биологическим  функци-ях, образовании глюкозы в природе.
Предлагает выбрать про-дукты питания по усмот-рению учащихся.
Предлагает дать характе-ристику простым углеводам    Отвечают на постав-ленные вопросы, поль-зуясь наглядным мате-риалом. Записывают уравнение реакции фо-тосинтеза.
Делают выбор продук-тов.
Дают характеристику с помощью слайдов.
4    Сообщение но-вых знаний    Организация изучения ос-новных представителей класса углеводов, их влиянии на организм человека с помощью ИКТ, опорных конспектов.    Отвечают на постав-ленные вопросы, поль-зуясь опорными кон-спектами. Делают за-писи в тетради

5    
Закрепление  нового мате-риала    Формулирует проблемные вопросы.  Игровой момент.
Предлагает выбрать про-дукты питания, используя принципы правильного пи-тания.    Выполнение мини-проектов. Защита про-ектов.
Выбор продуктов пи-тания.
6    Подведение итогов урока        Рефлексия.   Анализ и оценка работы на уроке.     Саморефлексия.
Ход урока.
Итак, природа создала для нас уникальный продукт питания, которые содержат  Глю-козы и фруктозы  - 90%, аминокислоты -4-5% , минеральные вещества- 4%, жирные кислоты -1%,  витамины – 1%. На Земле существует один вид пищи, в которой выполняется это соотношение.  Их надо употреблять желательно только в сыром виде. (  фрукты  ) Человек  тоже создает пищевые продукты и среди них сладкие, которые вы так любите (печенье, конфеты, мороженое, шоколад и т.д.) Какой класс органических соединений содержат эти продукты питания.  И,  питаться нужно как (правильно).
Слайд 1. Запишите тему урока в рабочий лист.: «Углеводы и правильное питание»
Какие углеводы вам известны?  Смотрим схему №1. называем (глюкоза, фруктоза, мальтоза,  крахмал, целлюлоза). А какие неизвестны? (клетчатка, гликоген … ) Значит, цель нашего урока расширить знания об углеводах, выяснить влияние углеводов на организм человека? Научиться питаться правильно.
1.    Найдите в опорных конспектах схему 1. Углеводы подразделяются на три груп-пы, сколько циклов содержат моносахариды?(один), дисахариды (два), полисахариды (много).Простыми называют (моно и дисахариды), а сложными (полисахариды).
А) Смотрим схему №2 Озвучьте эту схему. (углеводы выполняют две функции энерге-тическую и строительную).
Б) Что значит энергетическая функция (обеспечивает энергией организм), что значит строительная функция ( входят в состав оболочек клеток растений, в состав нуклеиновых кислот, осуществляющих  передачу наследственных признаков, ферментов, гормонов и т.д.)
В) Смотрим схему 3. В  результате какой реакции  образуется в природе глюкоза?     Из каких веществ? При этом энергия поглощается или выделяется? (поглощается).  Напишите уравнение реакции фотосинтеза.         Проверяем Слайд № 2. Исправьте ошибки.
Слайд №3.Итак, представим себе, что вы сильно проголодались, пришли домой, а там, в холодильнике 14 различных продуктов, выберете 5 продуктов, которые вы часто употребляете, только честно. Найдите задание 2. Ответы обведите в кружочки цифры продуктов, которые выбираете. (1 минута)
1. Углеводы жизненно важные вещества, которые необходимы каждому организму. 60%  энергии организм получает за счет углеводов, остальное за счет жиров и белков. Эти вещества расходуются, и человек должен постоянно пополнять их запасы. Сначала вспомним  о простых углеводах.

Слайд №4. Пожалуйста, озвучьте этот слайд. Глюкоза содержатся в основном в овощах,  фруктах и ягодах. Наибольшее количество содержится в винограде, поэтому ее называют виноградным сахаром. Существует в виде двух циклических форм, альфа форма и бета форма. Нервные клетки, в том числе и клетки головного мозга, работают только на глюкозе.
Слайд № 5.  Фруктоза является изомером глюкозы, она слаще глюкозы в 2 раза. Это самый сладкий моносахарид. Содержится в фруктах и меде.
Слайд №6. Мальтоза – солодовый сахар, содержится в солоде, пророщенных зернах ячменя.
Слайд  № 7. Лактоза содержится в молочных продуктах. Расщепляется в желудочно-кишечном тракте до глюкозы и галактозы под действием фермента лактазы.  Дефицит этого фермента у некоторых людей приводит к непереносимости молока (к вздутию и болях в животе,).  С возрастом количество этого фермента снижается и  наблюдается примерно у 40% взрослого населения. Поэтому людям с лактазной недостаточностью лучше употреблять кисломолочные продукты.   
Слайд №8. Сахароза  состоит из фруктозы и глюкозы. Получают из сахарной свеклы и сахарного тростника. Хорошо.
Преподаватель: Сахарозу человек научился выделять в чистом виде  только в 19 веке.  Употребление рафинированного сахара приносит только вред, т.к. на его расщепле-ние требуется много витаминов С и В. Сахар связывает  также  кальций, что приводит к его дефициту в организме, ослаблению свертываемости крови. Особенно вредно употреблять продукты, в которых сахар содержится в “скрытом” виде, – сиропы, мо-роженое, конфеты, варенье.    Они очень легко усваиваются и могут давать кратко-временный прирост энергии. Употребление сахаросодержащих продуктов  допустимо в очень небольших количествах в первой половине дня – до 17:00.
Итак, сделаем вывод: Старайтесь в своем питании чаще использовать продукты, со-держащие естественную глюкозу, фруктозу и сахарозу, они поступают в организм вместе с витаминами.  Это фрукты, овощи, ягоды, мед.
Слайд №9. Сложные углеводы  - крахмал, гликоген, клетчатка. Все они состоят из остатков альфа или бетта глюкозы. В каких продуктах питания   много крахмала?  Назовите, пожалуйста. (крупы, макароны, бобовые, хлеб, картофель). В организме он расщепляется до глюкозы.
Слайд №10. Гликоген -  форма хранения углеводов у человека и животных, животный крахмал. Гликоген запасается, главным образом, в печени (до 6% от массы печени) и в мышцах 1%.
Слайд №11Особое значение имеют клетчатка и пектины, которые почти не перевариваются в кишечнике и не являются источниками энергии . Клетчатка бывает двух типов - растворимая и нерастворимая. Клетчатки  много в отрубях, крупах с оболочками, бобовых, орехах. Пектинами богаты фрукты, ягоды и некоторые овощи.   Эти «балластные вещества» очень важны в питании.  
Слайд №12 Они стимулируют двигательную функцию кишечника, желчеотделение, формируют каловые массы, создают чувство насыщения, способствуют выведению из организма холестерина, снижают риск определённых заболеваний, таких как рак, болезни сердца и диабет.
Вывод: В отличие от сахаров  полисахариды медленно расщепляются в кишечнике. Содержание сахара в крови при этом нарастает постепенно.
2.   Ответьте, пожалуйста на вопрос, что такое гидролиз? (взаимодействие с во-дой). Рассмотрите внимательно таблицу № 1. Назовите  вещества, которые  образуются в результате гидролиза всех углеводов. (глюкоза, фруктоза и галактоза). В организме  фруктоза и галактоза также превращаются  в глюкозу. Какие бы углеводы мы не употребляли в пищу, в организме они будут расщепляться до глюкозы под действием ферментов, в кислой среде. Когда мы сдаем анализ крови на сахар, то медики определяют уровень глюкозы в крови. Он должен соответствовать определенной норме – 5 ммоль/л -  7 ммоль / л
Слайд № 13. Рассмотрим превращение глюкозы в организме, смотрим схему № 4.
Углеводы поступают в организм, проходят через пищеварительный тракт,  всасываются из кишечника в кровь и доставляются в печень, из печени глюкоза поступает в кровоток и далее ко всем органам и тканям. Происходит окисление глюкозы (называется этот процесс гликолизом) до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия, частично в виде тепла, а часть аккумулируется в виде молекул АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты), которая необходима для осуществления энергетических процессов в организме.
Если глюкоза не используется сразу на энергетические нужды, но избыток ее про-должает поступать в клетки, она начинает запасаться в виде гликогена в печени и мышцах. Гликоген печени используется для поддержания уровня глюкозы в крови в периоды между приемом пищи,  а гликоген скелетных мышц — для энергообеспече-ния самих мышц . Если глюкоза продолжает поступать, то она превращается в жир, который откладывается в печени и жировой ткани.

Слайд №  14.  Почти все ткани и органы способны перерабатывать глюкозу только в присутствии гормона инсулина, который вырабатывает поджелудочная железа. Инсу-лин регулирует уровень сахара в крови, именно, благодаря ему происходит превра-щение глюкозы в гликоген и образование жировой ткани.
Сделаем вывод: если уровень глюкозы в крови резко повышается , то избыток глю-козы под действием инсулина превращается в жир. Отсюда и возникает проблема ожирения и другие проблемы. Что же делать? (не повышать быстро уровень глюкозы в крови )
3. Создана овая система классификации углеводов – гликемический индекс. Глике-мический индекс ранжирует различные продукты по принципу их влияния на сахар в крови человека.  Гликемический индекс определяется способностью данного продук-та увеличивать уровень сахара в крови. Чем выше гликемический индекс, тем быстрее растет уровень сахара в крови.. Резкое возрастание уровня сахара также вызывает усиленное выделение из поджелудочной железы гормона- инсулина .
Рассмотрим таблицу №2. В пищу лучше употреблять продукты с низким гликемическим индексом меньше 50.  Приведите примеры продуктов, потребление которых нужно ограничивать.  (пирожное, т.д. )
Слайд № 15. Избыток углеводов в пище вызывает повышение уровня инсулина в крови и способствует образованию жира на стенках кровеносных сосудов, в печени, в жировых тканях, приводит к появлению сердечнососудистых заболеваний, гипертонии, раковых заболеваний. При употребление сладких продуктов выделяется гормон серотанин –гормон удовольствия, у человека поднимается настроение. Но через некоторое время уровень серотанина резко снижается, настроение падает и снова хочется сладкого. Отсюда можно объяснить и пристрастие к алкоголю и  наркотикам. Вся беда в избыточном потреблении углеводов.
Слайд № 16 Скажите, какие же углеводы нужно употреблять в пищу?
4.  Прежде , чем приступить к работе в группах послушаем сообщение Рудометовой Ксении о меде.
Сейчас работаем в группах,  группе химиков нужно исследовать мед.
Группа химиков – теоретиков отвечает на вопрос «Почему так тянет на сладкое?» , группа поваров дает советы по сокращению потребления сахара. приступаем к работе.
Слушаем ответы.
7. Сейчас мы проведем игру «Согласись или опровергни».  Работаем в рабочем листе, если вы согласны с утверждением ставите напротив вопроса плюс, если нет, то минус. Для участия в игре приглашается врач диетолог Варакса Юлия. Поставьте себе оценку за выполненную работу. Две ошибки оценка четыре.
8. Наш урок подходит к концу.  У Вас всегда есть выбор: как Вам себя чув-ствовать, быть или не быть здоровым, достичь ли чего-то в жизни. Никто не сможет заставить Вас правильно питаться и проконтролировать это – это ваш выбор.
Я вам предлагаю ответить на вопросы.
Группы.
Группа химиков-теоретиков.
1.    Прочитайте внимательно текст.
Все углеводы, независимо от их вида, в процессе пищеварения превращаются в самый простой углевод - глюкозу. Принципиальная разница – в скорости этого превращения. Сложные углеводы будут использованы организмом только после того как распадутся в процессе пищеварения до простых. Это процесс длится от 1 до 4 часов. В случае с простыми углеводами счёт идёт на минуты. Там и распадаться то нечему. Обычный белый сахар – это комбинация 1 единицы глюкозы и 1 единицы фруктозы, то есть расщепление до глюкозы занимает всего один шаг. Для сравнения – в сложных углеводах содержится до 3000 единиц глюкозы.
Мозг и нервная система очень чувствительны к уровню глюкозы в крови. Нормальный уровень глюкозы обеспечивает хорошее, ровное настроение и высокую работоспособность. Когда уровень глюкозы сильно повышается - появляется сонливость, когда падает – слабость и нервозность.

2.Проанализируйте жизненную ситуацию и ответьте на вопросы.
Бывают моменты, когда непреодолимо хочется сладкого. И вроде с утра обещаешь себе не срываться, не смотреть и не думать о шоколадках. А проходит 3-4 часа, и начинаются уговоры «Я съем маленький кусочек», «Сегодня съем, а завтра брошу», «Это не моя вина – это организм просит» и так до бесконечности».

Вопросы.  В чём же дело? Почему же люди так не равнодушны к сладкому? И почему тягу к сахару так сложно контролировать? Что это потребность организма или слабая сила воли?

Группа химиков – практиков
Определите опытным путем наличие примесей в меде.
Зрелый мед состоит в основном из  фруктозы и глюкозы. Поддельный мед содержит крахмал, муку, мел сахар и ряд других веществ.

Инструктивная карта
Исследуемое вещество    Инструкционные указания    Самоконтроль
Мел (СаСО3)    В пробирку с раствором меда добавить несколько капель разбавленной соляной кислоты НСl    Выделяется углекислый газ СО2
Крахмал    В пробирку с раствором меда добавить капельку йода    Появляется синее окрашивание
Глюкоза    В пробирку с раствором меда добавить 3-4 капли СuSO4  и раствор щелочи NaOH, пробирку нагреть    Выпадает осадок красного цвета

Вывод по результатам анализа:

Соблюдайте правила техники безопасности

Группа поваров
Дайте советы по сокращению потребления сахара.

Для придания вкуса пудингам и десертам, используйте …
Верхнюю часть выпечки не посыпайте сахарной пудрой и не покрывайте глазурью, а украшайте   …

Ешьте горячие каши из смешанных круп, добавляя в них  …
Намазывайте на хлеб не джем  …
Вместо содовой воды и напитков, содержащих углекислую соль, пейте  …

Добавить комментарий


Об правильном питание на урок
Обновить

 
Самоанализ урока правильное питание
 

© «ТьюторТьюб», 2010-2013

Возьмите текст и перепишите все наизусть Как быстро выучить текст наизусть? Как быстро выучить текст? Как умножать любые числа в уме? Предмет учебной дисциплины правоохранительные органы
Поддержка: support@tutortube.ru    форма обратной связи