Искусство в некотором роде диалог, где участниками являются все, кто создает художественное произведение, а, с другой стороны, их воспринимающие.
Обе эти группы взаимозависимы, поскольку расцвет искусства всегда предполагает высокий уровень эстетической культуры, который может быть создан импортом других художественных произведений, следовательно, представляет собой акт скорее восприятия, чем творчества. Например, импорт итальянских художественных произведений, предшествовавший расцвету французской живописи в эпоху Возрождения.
Таким образом, между творящим индивидом и индивидом воспринимающим существует определенная взаимосвязь, обусловленная самим произведением, мы ощущаем незримое существование авторского индивида и каждое произведение, таким образом, выступает как прообраз автора, как неповторимый самостоятельный индивид. В каждом произведении найдутся признаки, выдающие присутствие этого субъекта. По сути, выходит, что в художественном произведении автор порождает ин-дивида, который сначала воспринимается как присутствие автора в сюжете, а затем, по мере своего самостоятельного существования, этот субъект приобретает все более реалистические черты и уже, отделившись от автора, становится самостоятельным, чтобы затем сливаться то с автором, то с реципиентом.
Основные черты этого подхода:
§ эстетическое восприятие рассматривается как инструмент межиндивидуальных взаимоотношений реципиента и автора;
§ художественное произведение – это не только объект, посредством которого происходит общение, но и самостоятельная реальность способная влиять как на автора, так и на реципиента;
§ автор открыт, реален и отражен в произведении.