С 2007 года в регионах РФ, ответственных за реализацию проекта модернизации образования, министерство образования и науки постепенно переводит образовательные учреждения на новую систему оплаты труда. Со временем тарифная сетка останется в прошлом, а вместе с ней исчезнет и принцип «уравниловки».
По решению местных органов управления в «Год Учителя» теперь и в маленьких городах в особо отличившихся школах апробируют новую систему оплаты труда, зависящую от качества работы учителя. Не сложно представить себе реакцию педагогов на такую новость. Новая система оплаты кажется сложнее, запутаннее и не внушает им доверия.
Узнать, насколько они правы в своих опасениях, педагогическая общественность смогла только после огласки результатов эксперимента по внедрению новой системы оплаты педагогического труда. И только сейчас, спустя три года, стало возможным с уверенностью отметить все положительные и отрицательные стороны этого перехода.
«Передовики» в этом вопросе заявляют: ранее никак не оплачиваемый труд учителя (внеурочные занятия, посещение театра, подготовка к занятиям) благодаря новой системе вошёл в базовый оклад. Отмечают также: возможности набрать «часы» больше, чем на ставку теперь нет ни у кого, но это может компенсировать каждый педагог организацией кружка или секции (теоретически).
Вот только никто в своих отчётах не освещает негативную сторону такого переворота. Директора школ получили большую свободу в выборе критериев оценки качества труда педагогических кадров, и стимулирующая часть зарплаты в новой системе оплаты труда стала подвержена субъективному мнению о педагоге администрации образовательного учреждения. Другими словами надбавки к базовой части зарплаты получат не все, кто их действительно заслужил.
И для некоторых педагогических кадров зарплата в целом может существенно снизиться. Поэтому с уверенностью сказать, что хуже: «уравниловка» или выборочное поощрение – нельзя. Тут уж кому как повезёт, кому как удастся приспособиться к изменениям.