1. Паравербальные характеристики голоса (громкость, интонации и т.д.). Голос тренера должен звучать позитивно и энергично. В момент адаптации группы и в конце обучения динамика тренера должна быть на несколько позиций выше динамики группы.
2. Вербальные характеристики подачи материала (структурирование информации, паузы, резюмирование информации, доступность донесения материала).
3. Невербальные каналы восприятия (жесты, позы, мимика, визуальный контакт в зависимости от размера группы).
4. Смена стиля повествования (метафоры, сказки, истории из жизни, анекдоты). Перед применением этого метода сначала настройтесь на аудиторию и используйте приемлемые в данной ситуации шутки. Если тренер не обладает врожденным чувством юмора, можно выделить одного или нескольких «активистов», которые с удовольствием будут вставлять необходимые реплики.
5. Звуковые шумы (музыкальные вставки, хлопки, аплодисменты).
6. Наглядные пособия (презентации, картинки, карикатуры, использование ярких цветов).
7. Включение группы в обсуждение (дискуссии, «мозговой штурм», вопросы на понимание, вопросы на подтверждение). При задавании вопросов тренеру необходимо помнить, что его задача не только понять насколько правильно и полно обучаемый воспринял материал обучения, но и извлечь личный опыт участника обучения. Это связано с тем, что он должен не только понять, но и принять полученную информацию, иначе впоследствии он не будет ее применять на практике, так как она идет вразрез с ранее полученным опытом.
8. Включение группы в движение (ролевые игры, «кейсы», «энерджайзеры»).
9. Использование «мультифишек».
Таким образом, использование вышеперечисленных методов каждые 10-15 минут позволит не допустить сильного снижения концентрации внимания.